Книгу уважаемого Масару Ибуки я изучила ещё до рождения Роберта, прониклась идеями, запаслась материалами, и теперь Роберт пожинает плоды моих стремлений. С удовольствием, надо сказать, потому что без фанатизма и на собственном примере. Мы уже много всего пробовали и дома и в школе «Монтессори», всё вместе даёт хороший результат. Сегодня расскажу о годовой системе обучения «Школы семи гномов», с которой мы занимаемся не так давно, но увлечённо.
Почему я выбрала эту систему? У Роберта рано проявилась любовь к чтению и к книгам. Это он в меня такой:), я читаю при любом удобном случае. И ему тоже читаю, раньше усаживала на коленки, показывала картинки, теперь он сам носит мне свои книжки, опускает меня за руку на пол и забирается на коленки. Особенно любит на лестницу меня усадить. И пока мы всё не перечитаем на несколько раз за день, спать никто не пойдёт. А ШСГ как раз состоит из 12 книжек, больше похожих на журналы с плотной глянцевой обложкой и листами хорошего качества. Ещё есть диплом об окончании курса, в нашем случае «синего», так как вторым годом обучения заведует Синий гном. Иерархия, не просто так всё.
Вообще, ШСГ это пособия, призванные развивать ребёнка с рождения до школы, всего 7 комплектов разных цветов. Поэтому «отвечают» за каждый год гномы определённого цвета радуги. Что входит в годовой комплект: 12 красочных развивающих пособий – полный годовой курс занятий, охватывающий весь объем знаний, необходимых ребенку соответствующего возраста. Картонная вкладка с дидактической игрой или игрушкой. Родительская страничка – для занятий с ребенком не требуется специальной педагогической подготовки. Диплом обо окончании курса. Красивая коробка – комплект станет отличным подарком.
Кому будут полезны: родителям, воспитателям, методистам, гувернерам.
Книги можно покупать как отдельно, так и комплектом. Я взяла набор, сейчас расскажу про каждую книгу. В конце - как заниматься по этим пособиям. А ещё нигде нет правильной последовательности изучения, это определяете вы с ребенком, исходя из его интересов. Но я взяла перечень с сайта, чтобы не заморачиваться, потому Роберт любит хаотично читать всё подряд.
«Это чей голос?»
На примере этой книжки разберём внутренне устройство всех материалов. Странички обложки с внутренней стороны - родительские. В разных пособиях вы найдёте полезную информацию о развитии годовалых детей, инструкции по работе с книгой и информацию о проекте «Школа семи гномов»
На второй же странице мы попадаем в круговорот событий. Задание написано в углу, книга в целом расскажет, о животных и их детёнышах. Научит подражать их голосам.
В середине есть картонные карточки, которые нужно предварительно разрезать. В конце книги предлагаются игры с этими карточками.
Единственный минус - эти карточки негде хранить после использования. На сайте же нашла рекомендацию. Нужно к первой странице приклеить конверт, а сами карточки укрепить скотчем. Это, конечно, займёт время, но чего мы ожидали за такую цену:) Идём дальше.
«Кто это, что это?»
Загадки для малышей. Вы читаете - ребёнок отгадывает. В середине предлагаются аппликации, которые нужно поместить на пустующие места рисунка. И найти отличия между двумя картинками.
«Большой, маленький»
Вообще, считаю, что такие понятия лучше изучать на тех предметах, которые можно потрогать. Я Роберту рассказываю, например, что у него стульчик маленький, а в кухне большие. Что есть у него мячик маленький, побольше и большой. После этого картинки лучше идут. В этой книге интересная вкладка, ноя вам её не покажу, а то купите, и неинтересно будет;)
«Весёлый, грустный»
Сухой-мокрый, твёрдый-мягкий. Уловили? Карточки из середины повторяют рисунки книги и предлагают поиграть в противоположности.
«Форма, цвет»
Если вы ещё не читали про курочку Рябу, то здесь довольно занимательные картинки по этой сказке. Неспроста, потому как на каждой странице чего-то не хватает. Элементы спрятаны в середине книги, там же и краткое пояснение к заданию. Изучение этого пособия окунёт ребёнка в разнообразие форм и цветов.
«Пластилиновый снежок»
Надоело просто читать? Доставайте пластилин, пора поработать руками. В книге довольно простые упражнения, но будьте готовы потом соскребать пластилин отовсюду:)
«Рисуем пальчиками»
Создаём красоту и развиваем мелкую моторику при помощи красок и пальчиков. Рисование пальчиками всегда «нечистое» занятие, но обязательное. После этого смело переходим на кисти и холсты:) И если на всех страницах есть образец для рисования, то во вкладке его нет, малыш развивает фантазию и создаёт собственный шедевр!
«Мой дом»
Прихожая, гостиная, кухня, детская, ванная, спальня. Для нас такие привычные и повседневные, а для ребёнка в них столько открытий! Можно начинать изучение как с книжки, так и со своего дома, постепенно находя общие предметы. А задание во вкладке - собрать и склеить дом. Можно поставить на полку, хорошая память останется.
«Прогулки по городу»
Изучили дом и выходим на улицу. Прогуляемся по детской площадке, парку, научимся вести себя на перекрестке, остановке и сходим в магазин. В любом из предложенных вариантов родителям нужно придумывать небольшой, но поучительный рассказ о событиях на картинке. И, желательно, запоминать, что говоришь, ведь дети так любят повторения. Задание книжки - смастерить карусель.
«В деревне и на даче»
Та книжка, где иллюстраторы отдохнули, на мой взгляд. Как-то уж очень схематично изображены и люди, и животные, и растения. Индюк вообще уродливый. Хорошо тем, кто имеет возможность показать ребёнку живую курицу, например. А то ведь он будет думать, что это такое шарообразное существо. Если нет возможности показать малышу живую природу и дачу, приезжайте ко мне на экскурсию:) у нас за городом всех можно встретить, даже барашков погладить!
«Мой первый словарик»
Эту книгу я бы поставила одной из первых, потому что там простые слова и понятные рисунки. Предметы в книге объединены по какому-либо общему принципу: машины, посуда, игрушки. Учимся систематизировать. Предлагается разрезать странички, чтобы ребёнок мог сам собирать группы по признаку.
«Чей это хвостик»
Любимая мною книжка, потому что можно выдумывать смешных животных. Роберт пока не понимает моего веселья и старательно ищет хвостик свиньи. Принцип понятен - разрезаем и подбираем правильный вариант, развивая зрительное целостное восприятие.
Как строить занятия по пособиям.
Изучите пособие самостоятельно и подготовьте все нужные для занятия материалы. Проводите знакомство с книгами постепенно. Сначала наиболее интересные темы для ребёнка. Постарайтесь, чтобы темы занятий разнились как можно больше. Некоторые книги можно посмотреть за один раз: «Большой – маленький», «Веселый – грустный», «Чей это голос». Потом закреплять и повторять. В более сложных пособиях одна страница это один урок, например, в «Рисуем пальчиками». Делайте занятия короткими, минут по 10, но информативными. Занятия должны проходить в игровой форме, не заставляйте ребёнка. Лучше покажите ему на своём примере, как это интересно. Вводите новые книги постепенно, вы поймёте, когда придёт время. У нас книги лежат в свободном доступе у Роберта на столике. Я его с самого начала учу бережно с ними обращаться, поэтому все целы. Поэтому иногда занятия у нас начинаются спонтанно. Роберт приносит мне книгу, и мы читаем. Всегда. Это главное условие! Если малыш сам просит почитать ему, отложите свои уборки и борщи, берите и читайте:)
А ещё книги внутри красивой коробки упакованы в обычную из толстого картона, что станет приятным подарком для вашей кошки:)
У каждой из нас дома живёт маленький гений, у некоторых даже не один. Направляйте их и помогайте в развитии, но не делайте это самоцелью. Отложите дела и садитесь читать вместе со своими сокровищами:)